Северин НаливайкоГетман войска Запорожского
1594 — 1596
Предшественник: Григорий Лобода
Преемник: Петр Конашевич-Сагайдачный
Смерть: 21 апреля 1597
Варшава, Польша
Севери́н Налива́йко (Гусятин, ныне Тернопольская область — 11 (21) апреля 1597, Варшава) — известный казацкий предводитель конца XVI века, руководитель антифеодального крестьянско-казацкого восстания, охватывающего территорию современной Украины и Белорусии и входивших в состав Речи Посполитой Биография [править] Рождение, семья
Родился в семье ремесленника. После насильственной смерти отца, погибшего от произвола владетеля местечка Гусятина, жил с матерью в городе Остроге, где учился его старший брат Демьян. Смерть отца оттолкнула Наливайко от шляхты и заставила его примкнуть к казакам. Это был красивый, сильный, храбрый мужчина и отличный пушкарь. Отличаясь беззаветной храбростью, Северин Наливайко с юных лет стал заниматься «козацким ремеслом».
В 1594 году он с казацким отрядом ходил под Килию и Бендеры, в следующем году совершил удачный набег на Венгрию. Потом, поселившись в Остроге, он сперва, пользуясь покровительством князя Острожского, совершал нападения на имения панов и духовных лиц, враждебных православию, а затем поднял открытое восстание. [править] Причины восстания
Причин войны было три: сословная, экономическая и религиозная[1] . Религиозная:
Бресткая религиозная уния 1596, выдуманная папой Климентом VIII, введенная на Украине королем Сигнзмундом III и принятая русскими епископами, луцким Кириллом Терлецким, и владимиро-волынским Ипатием Поцеем, впоследствии первым униатским митрополитом. В 1595 г. православные епископы КирилТерпецький (Луцкий) и Ипатий Потий (Владимирський) ездили в Рим и признали верховенство над православными церквами указания Климентия VIII. В октябре 1596 г. польський король Сигизмунд ІІІ и киевский митрополит Михаил Рогоза собрали в церковный собор, на которому духовенство роскололось на православное, и униатское. Для украинского народа оскорбление православной веры предков, по справедливости, всегда считалось самой горькой и самой тяжкой из всех обид. Уния подняло на ноги все козацкое сословие, послужившее причиной ничем неугасимой вражды между православными и католиками и приведшее в конце концов к политической гибели государство Речи Посполитой. Сословная:
Сословная причина состояла в том, что на Украйне, целое сословие людей, после политической унии 1569 года в Люблине, совсем не было признано законами Речи Посполитой на самостоятельное существование: как неподходящее ни к дворянству, ни к хлопству, козацкое сословие оказывалось аномалией среди существующих сословий. Польское правительство открыто действовало против козаков; но также открыто отстаивало права своего существования и козацкое сословие. На подмогу козакам шло низшее сословие Украйны. Последнее, находившееся до Люблинской унии в свободных, по литовскому статуту, отношениях к землевладельцам, со второй половины XVI столетия стало терять свою личную свободу и испытывать тяжкий гнет со стороны польских землевладельцев, смотревших на людей простого звания не только как на низшую породу людей, а даже как на бессловесный скот — «быдло», собачью кровь — «пся кревь». Экономическая:
Экономическое положение низшего населения Украйны зависело от перемены с половины XVI столетия системы хозяйства во всем польско-литовском государстве: С увеличением населения и с постепенным, в течение веков, истощением и без того скудной в западно-русском крае почвы, явилась потребность в больших участках плодородного чернозема. Такой потребности могла удовлетворить только Украйна с ее обширными и богатыми черноземными залежами. И польские паны массами потянулись на Украйну после присоединения ее к польско-литовской республике. Большие и мелкие паны постоянно выпрашивали у королей листы на право владения разными маетностями на Украйне и шли туда. Но для того, чтобы удержать в своих руках такие земли, чтобы в достаточном количестве обработать и защитить их от набегов татар, панам нужны были рабочие руки. Но паны не имели в те поры понятия о свободных работниках и стали обращать низшее население Украины, а иногда и свободных козаков, в крепостное состояние. Крестьяне же и козаки, нестерпя такого положения, стали покидать родные места на Украйне и убегать на Запорожье, а оттуда, с оружием в руках, выходить против своих притеснителей, панов. Так, Григорий Лобода и Матвей Саула прямо объявили, что они идут на Белоруссию добыть «хлеба-соли», а Северин Наливайко собирал вокруг себя «панских подданных», добивался везде «стаций», трусил панские «шкатулки» и норовил отобрать у панов все то, что нажито ими через хлопов и придворных слуг.
Наливайко, портрет XVII вДействия восставших Ополчение Наливайко быстро увеличивалось: отовсюду собирались отряды украинских селян, бежавших от притеснений господ. Наливайко напал на город Луцк, где были сторонники и слуги епископа Кирилла Терлецкого, наиболее видного деятеля унии. Истребляя шляхтичей, ксендзов и отщепенцев православия, Наливайко из Волыни двинулся в Белоруссию, где ограбил Могилёв. Из Речицы Наливайко послал письмо к королю Сигизмунду III с просьбой отвести казакам свободную землю между реками Бугом и Днестром ниже Брацлава, за что казаки обяжутся помогать Речи Посполитой в войнах с соседними странами. Восстание принимало опасные для королевства размеры. Король вынужден был вызвать войско из Молдавии и поручил коронному гетману Жолкевскому подавить мятеж, охвативший Белоруссию и южные воеводства. Наливайко ушёл на юг, где поднялось также восстание под предводительством избранного нереестровыми казаками в гетманы Лободы, и под Трипольем он соединился с последним, причём главное начальство над казачьими силами перешло к Лободе. Ввиду того, что польские войска всё усиливались, казакам пришлось отступить на левый берег Днепра. В мае 1596 года они были осаждены неприятелем близ города Лубны, на урочище Солонице. Казаки оградились возами в четыре ряда и больше двух недель выдерживали осаду поляков, окруживших табор с трёх сторон (с четвертой стороны было болото). Открылся недостаток в пище и воде, наступили внутренние раздоры.
После длительных переговоров казаки выдали шляхте Северина Наливайко, но категорически отказались выдать других своих товарищей и заявили, что будут обороняться до последней капли крови. «Обороняйтесь», отвечал предводитель польского войска Жолкевский, и в этот же момент поляки с оружием в руках бросились на козацкий табор. Козаки, не успели ни взяться за оружие, ни построиться в ряды, и пустились в рассыпную. Поляки разбили их немилосердно, и в короткое время так много иссекли, что трупы лежали на трупах более, чем на милю расстояния. [править] Казнь
7 (17) июля 1595 казаки предали Наливайко и других начальников Жолкевскому, думая тем спасти свою жизнь. Наливайко отрубили голову во время сейма в Варшаве, тело четвертовали и каждую отсеченную часть развесили по разным местам. Впоследствии между украинцами сложилось предание, попавшее и на страницы малороссийских летописей, будто бы Наливайко был сожжен живым в медной кобыле или в медном воле в Варшаве по приказу самого короля. [править] Наследие
Действия повстанцев Северина Наливайко в Белоруссии описываются Баркулабовской литописью.
Имя Наливайко неоднократно упоминается в произведениях Тараса Шевченко, Рылеева (поэма «Наливайко»). Украинский писатель Иван Ле написал исторический роман «Наливайко». [править] Родственники
По семейному преданию, род Циолковских, к которому принадлежит Константин Эдуардович Циолковский, ведет свою генеалогию от казака Северина Наливайко. Потомки Наливайко были сосланы в Плоцкое воеводство, где породнились с дворянской семьей и приняли их фамилию — Циолковские. Сама же фамилия произошла от названия села Целково[2]. Часть потомков Наливайко осталась на Украине и сейчас проживает в Николаевской волости, в районе Новой Одессы.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наливайко_Северин |