Осень в Украине обещает быть не только дождливой, но и до неприятного скупой. Как уже писал наш портал, кризис банковской системы еврозоны (его прогнозируют эксперты в сентябре) спровоцирует спад экономики и Украины, а значит, сложнее жить станет, в том числе и жителям Крыма. Многие уверены в том, что простым гражданам терять уже совсем нечего, но, увы, приверженцы этого мнения ошибаются. В первую очередь кризис спровоцирует рост безработицы, инфляцию и соответственно обесценивание и без того небольших заработных плат. «Новоросс.info» пристальнее пригляделся к осеннему рынку труда в Крыму, на состояние которого повлияет сразу три фактора.
Во-первых, как мы уже отметили экономические сложности, которые Украина будет испытывать из-за кризиса. По мнению крымского эксперта по экономическим вопросам Любови Акименко свернут свою работу компании, которые работают у нас на Евросоюз. Их доля в общем числе работающих в Украине предприятий составляет примерно 15-20%, на Крым приходится 5%. «То есть сотрудники этих компаний останутся без работы», - отметила Акименко.
Во-вторых, на рынок труда повлияет правительственный законопроект «О занятости населения», который 8 июня украинские парламентарии уже приняли за основу, а в сентябре (после депутатских каникул) планируют принять и во втором чтении. Проект закона, инициированный Министерством социальной политики Украины во главе с Сергеем Тигипко должен решить две основные проблемы рынка труда: сократить уровень безработицы, прежде всего среди людей от 20 до 50 лет, и вывести из «тени» значительную часть неофициально трудящихся рабочих. Что действительно сделать необходимо.
Мои коллеги из Киева рассказывают, что сегодня в Центре (что уж говорить о регионах) найти работу с белыми зарплатами и официальным трудоустройством фактически невозможно. Работодатель нанимает людей «за спасибо» или в лучшем случае по трудовому контракту/договору. При этом обязывает работника трудиться ненормированный рабочий день и за «конвертную» зарплату. Так же обстоят дела и в Крыму. Только число теневых работников у нас больше в разы. Работодателю хорошо – он не платит налоги и взносы в социальные фонды, или платит, но очень скромные, а люди теряют рабочий стаж и гривны в будущей пенсии. То есть, по сути, работа в регионах Украины не защищает человека от бедности. А посему, безусловно, бороться с теневым рынком труда необходимо. Но правильно ли выбраны методы?
Законопроект, к примеру, предполагает, что для работодателей, которые на протяжении года будут создавать официальные рабочие места, и принимать людей, на 50% сократят платежи в Фонд социального страхования за каждого трудоустроенного человека. Правда, на ограниченный срок. На год и при условии, что принятые работники не будут уволены в течение следующего года.
Станут выплачивать компенсацию (опять-таки в течение года) по уплате единого социального взноса и работодателям, которые согласятся трудоустраивать на вновь созданные рабочие места молодежь без опыта работы или безработных в возрасте от 50 лет и других социально-незащищенных граждан. Право на эту же компенсацию появится и у предпринимателей. Но, если работника, под которого государство «выписывает льготы» в течение следующего года уволят, наниматель будет должен вернуть государству полученные средства в полном объеме.
Молодых специалистов будут стимулировать работать в селе по специальностям, необходимым государству, стартовой выплатой в размере пяти минимальных заработных плат. На данный момент это 5470 гривен. А безработным, которым исполнилось 45 лет со страховым стажем не менее 15 лет, станут выдавать государственный «ваучер» стоимостью 12 000 гривен для оплаты ускоренного курса учебы по получению новой профессии или повышению квалификации в избранном ими учебном заведении Украины.
В центре Разумкова считают, что «законопроект не содержит каких-то реальных норм и механизмов, принципиально изменяющих ситуацию на рынке труда, а носит сугубо декларативный характер», - так сказал ведущий эксперт Павел Розенко. Крымские специалисты уверены, что документ имел бы место быть, если бы была стабильной экономика, а в данный момент подобные нормы не в состоянии изменить ситуацию в корне.
«Нет определенной уверенности, что нормы законопроекта будут действовать. Есть вероятность, что нестабильность в нашей экономике отпугнет нанимателей от новых норм. Ведь выплаты рассчитаны только на год, а работать с пенсионером, к примеру, или инвалидом нанимателю придется минимум 2 года, как указано в документе, - сказала порталу «Новросс.info» директор крымского рекрутингового агентства Наталья Линник, - Практика показывает, что сегодня работодатели просят подбирать им персонал от 25 до 35 лет и денежные компенсация или сокращенный социальный взнос в фонды вряд ли их привлекут. Что касается принятия документа, то вероятнее всего его примут осенью, так как он рассчитан всего на 2 года – до 2014 года, и не за горами выборы».
На рынок труда повлияет и еще один фактор, третий – это инициативы, которые выдвигают украинские ведомства. К примеру, помочь авторам законопроекта о занятости по выводу рынок труда из тени вызвалась еще и Государственная налоговая служба Украины (ГНС). И ее инициатива определенно точно не будет способствовать улучшению жизни работающего населения Украины. Специалисты ГНС инициируют введение всеобщего декларирования доходов гражданами Украины в 2013 году. Говоря проще, каждый житель Украины в новом году будет отчитываться перед налоговиками о своих доходах, то есть сотрудники налоговой службы залезут в кошелек не только к богатым, но и к финансово несостоятельным гражданам.
Налоговики намерены выбивать деньги с репетиторов, нянь, фрилансеров, домработниц, сантехников. Под раздачу попадут и трудовые мигранты, которые за прошлый год перечислили на родину почти два миллиарда долларов. А для тех, кто захочет отклониться от уплаты налогов на доходы, подготовлены санкции – будут штрафовать в размере 25% от разницы между налоговым обязательством, рассчитанным налоговым органом и реально оплаченным физлицом счетом. При повторном нарушении штраф составит уже 50% от этой разницы. Для выявления недобросовестных плательщиков налогов, в ГНС намерены анализировать идентификационные коды граждан и выяснять, за какие средства существуют те, кто не декларируют доходы.
«Налоговая служба уже готовит соответствующий проект изменений в Налоговый кодекс Украины и надеется, что он вступит в силу с 1 января 2013 года», - сказал директор Департамента налогообложения физических лиц ГНС Украины Вячеслав Бусарев, - Введение всеобщего декларирования доходов позволит вывести зарплаты украинцев из тени и сам рынок труда».
По мнению Бусарева, если предложение будет принято парламентом, ГНСУ в три раза увеличит сбор налогов с граждан. То есть, по всей вероятности налоговики решили пополнить госказну за счет и без того бедных украинцев. Маневр налоговой службы, нацеленный на вывод рынка труда из тени, вряд ли заставит работодателей официально оформлять работников. Они (работодатели) найдут лазейки для выхода из этой неприятной налоговой паутины. К примеру, оформят весь состав компании на 0,5 ставки или вообще на 0,25 и будут платить все тот же минимум в фонды соцстрахования. По этой схеме, кстати, в Крыму работает много предприятий.
Но можно сказать определенно, что все эти факторы вынудят крымчан крепко держаться за работу, которую они уже имеют или ту, что скоро найдут, не дожидаясь критического момента (когда будет сложно устроиться на работу). Хотя и сегодняшнее регрессивное состояние рынка труда не позволяет сказать, что он открыт для соискателей. По данным Госкомстата Украины на 1 мая уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный по отношению к населению работоспособного возраста, составлял 1,7%. При этом этот же показатель, но оцененный по методологии МОТ (Международной организации труда) составил 8,6%. То есть в Украине примерно 4 миллиона человек не имеют работу.
В Крыму сейчас официально зарегистрированы в региональных центрах занятости 15 000 человек (1,3% от трудоспособного населения). И хотя эта цифра приятна для Крымского Центра занятости, так как она показывает положительную динамику трудоустройства крымчан (в январе безработных было на 7000 больше), с приходом осени этот показатель сильно изменится. И, по мнению крымских экспертов, снова в сторону увеличения. Во-первых, из-за окончания сезонных работ, которые сегодня задействовали большую часть незанятого населения Крыма. А, во-вторых, из-за искусственных увольнений. Как известно, кризис – благоприятный момент для избавления от неугодных руководству компаний сотрудников. То есть, конкурс на одно место будет весьма высок. Хотя и сегодня спрос работодателей на крымских работников незначительный. Посудите сами: по данным Главного управления статистики в АРК в мае предприятия искали 6519 работников, а желали найти работу 16 тысячах 643 человек. То есть на каждое рабочее место претендовали более двух человек. А с учетом специфик специализации и того больше. Напомним, что это официальные данные, то есть в реалии на одно рабочее место претендует 5-6 человек.
Очевидно, что рынок труда жаждет изменений и требует, должны быть, даже непопулярных мер, которые смогут для начала его структурировать, а после нормализовать. И уж, конечно, упорядочение рынка труда вряд ли удастся осуществить при помощи поголовного налога на доход.
Лера Ермолаева http://novoross.info/economics/12869-obval-rynka-truda-vynudit-krymchan-derzhatsya-za-lyubuyu-rabotu.html
|