По оценкам военных специалистов, только пятая часть боевых самолетов и четвертая часть боевых вертолетов, находящихся на вооружении в Вооруженных силах Украины, вообще способны подняться в воздух. И это еще не самое печальное. Половина из тех, что способны взлететь, сесть не смогут (посадка наиболее сложный элемент пилотирования). Вместо минимум 140 часов ежегодного налета пилоты двух десятков летающих реально боевых самолетов имеют лишь порядка 20 часов. Еще три десятка летают от случая к случаю.
Как пишет в своей статье для Зеркало недели. Украина эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, исправных зенитно-ракетных комплексов на Украине меньше половины. Реально же этого не знает никто. После того, как на учениях 4 ракеты из 8 взорвались на старте или в полете, а две пришлось самоуничтожить после отклонения от курса, учения со стрельбами не проводились. А это уже лет пять.
"Можно ли вообще в такой ситуации утверждать, что страна имеет адекватную противовоздушную оборону, способна отразить агрессию, пусть и потенциальную? - пишет Бадрак. - Кроме того, специалисты твердят, что к 2016 году в ВСУ не останется ни одной возможной для использования авиационной ракеты или ракеты для ЗРК". Украина и не имеет ПВО. И армии реально не имеет. И флота. Есть парадные расчеты. Воевать не с кем даже теоретически. Ни один военный от солдата до командующего не может ответить на вопрос с какой страной может хоть теоретически воевать Украина. Ведь кроме России и стран НАТО она ни с кем не граничит.
Ресурс ремонтопригодности и, соответственно, модернизации боевых самолетов к 2020 году будет исчерпан. Денег на новые нет и не будет. С боевыми кораблями аналогично. Программа "Корвет" уже трижды сдыхала за 15 лет и при трех президентах. При Януковиче уже и шапку по кругу пустили - без толку.
Пока Украина принимает на вооружение пожарные автоцистерны (не известно, какое отношение имеющие к обороноспособности) и шины, другие государства приобретают самолеты, ракеты и современные ЗРК. Какой уж тут морально-боевой дух, ведь офицеры и солдаты не слепые.
Согласно статистике современного перевооружения, за последние пять лет в ВСУ не завершен целый ряд запланированных работ. В частности, оптимизация системы управления ВС и создание Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ). Модернизировано лишь восемь (14,4%) боевых самолетов из 55 запланированных, не выполнены мероприятия по обновлению21-го и закупке одного зенитно-ракетного комплекса С-300, двух самолетов Ан-70 и 14 радиолокационных станций "Пеликан". Остается низким уровень исправности большинства самолетов (24%), вертолетов (36%), кораблей и судов обеспечения (7%).
Что касается ремонта, то в текущем году модернизирован один самолет Миг-29, три самолета Су-25 и один L-39 (который давно пора списать). Модернизация боевых вертолетов пока остается мечтой.
Ранее председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко заявил, что украинская армия не готова к внешним вызовам. Их правда и не предвидится.
Армия Украины остается вывеской (довольно ободранной и вызывающей издевательские с мешки) и огромной кормушкой-отстойником для чиновников.