Главная » 2011»Октябрь»23 » 22 октября 2011 Федерализация Украины: от теории к практике
09:01
22 октября 2011 Федерализация Украины: от теории к практике
Хотя об исторических предпосылках федерализма на Украине, также как и о тех преимуществах, которые должны вроде бы открыться в случае его осуществления, в последнее время было сказано немало, постараюсь все же кое-что добавить. Теория, тем более, если она неплохая, сама по себе штука полезная. Нередко бывает и так, что без предварительной теоретической подготовки вопроса не получается ни бе, ни ме, ни ку-ка-ре-ку. Посему, в принципе, не лишне раскинуть мозгами на тот счет, каким путем унитарное устройство государства можно преобразовать в федеративное, а если конкретней, то каким образом общие теоретические положения прилагаются к современной Украине.
Пока представляется так, что подобное приложение может произойти двумя способами. Способ первый. При определенных обстоятельствах он мог бы стать самым быстрым и простым. Политические силы, поставившие себе цель переформатировать Украину из унитарной в федеративную, добиваются на парламентских выборах конституционного большинства, как минимум в триста, но желательно и больше депутатских голосов. Дальше уже дело техники. Разрабатывается проект соответствующей реформы, или даже «пакета» реформ, после проработки задуманных преобразований в комитетах и комиссиях Верховной Рады, вопрос ставится на голосование - и страна получает новое устройство.
Можно предположить и другой способ. Он выглядел бы, скорее, окольным, но, возможно, от того, более надежным. В таком случае, сторонникам федерации иметь в парламенте конституционное большинство не обязательно, хватит и арифметического, достаточного для проведения любых законодательных изменений, кроме конституционных. Как известно, уже лет пятнадцать талдычат об административной (в более полном определении - административно-территориальной) реформе. Действующий президент, еще в бытность губернатором Донецкой области, входил в состав созданного при Кучме совета по проведению административно-территориальной реформы.
Тогда законодательным путем, при закреплении и развитии определенных актов, принятых парламентом и подписанных президентом (глава государства, что немаловажно, также должен быть приверженцем федерализма), решениями региональных и местных представительских органов, регионы страны, так сказать, явочным порядком, повышают свой административный статус, обретая большие, чем это было до этого, полномочия в экономике, социальной политике, в том, что принято называть гуманитарной сферой. При наличии необходимых желания и воли, результатом таких изменений стало бы и превращение регионов в политические субъекты.
Настоящая, а не косметическая административно-территориальная реформа, могла бы приблизить Украину к федеративному устройству. Для начала пусть и не юридически, зато фактически. Правда, вопрос, рано, или поздно, пришлось бы решать и де-юре, но тут возможно, что в фактически федерализированной стране, регионы, успевшие оценить вкус относительной автономии, повлияли бы и на исход очередных парламентских выборов. А затем, произошло бы то, о чем уже было сказано при обрисовке первого способа федерализации.
Нет нужды долго останавливаться на том, каким бы из двух способов не происходило бы введение федерализма, ни первый, ни второй невозможны без адекватного созревания тех, кого, принято считать региональными «элитами». Не помешало бы, чтобы идеей прониклись и рядовые избиратели. Для этого понадобилась бы работа, проведенная в необходимом русле. Рассуждая не только абстрактно, но и имея в виду некоторые действительно существующие вещи материального и финансового характера, можно прийти к выводу, что идея федерализма способна найти восприятие, прежде всего, у «элит» пяти регионов, являющихся донорами всех остальных.
В силу, видимо, неизбежного воспроизведения определенных исторических закономерностей, пределы этих регионов, содержащих все государство, почти совпадают с местами дислокации былого Союза съездов горнопромышленников Юга России, а также с границами известного из истории государственного образования. Но об этом региональным начальникам и бизнесменам, во всяком случае, сейчас, не следовало бы слишком напоминать. Испугаются раньше времени. Лучше говорить о чем-нибудь приятном для их доходов и разума. Например, как хорош федерализм в Швейцарии, или в Канаде. Там тишина, спокойствие, долгожданная, но никак не досягаемая Украиной «стабильность» и деньги людям сходного ранга «капают» исправно. Можно порассуждать и о какой-то причуде судьбы. Что было бы, если бы идеей федерализма вдруг бы воспылал президент Украины, при его теперешних полномочиях? Тут уж все: и Лена Бондаренко, и Чечетов, и Анна Герман, а с ними не меньше, чем триста депутатов и добрая половина губернаторов застрекотали бы, что они стали федералистами еще до своего появления на свет. При таком повороте сюжета голосование за федерализм в парламенте и на местах заранее обеспечено. Но это уже из серии «физики шутят». Сторонникам федерализма тоже не возбраняется пошутить.
В жизни, тем временем, происходит кое-что другое. Партия регионов, конечно, спит и видит, чтобы после выборов 2012 года у нее в парламенте было конституционное большинство, да еще и солидным запасом голосов сверх минимально необходимых трехсот. Но, при этом, ничего не указывает на то, что эта ожидаемая «більшість» нужна регионалам для реализации теорий, к созданию которых сами они не имеют никакого отношения. Что, правда, не мешает им этими теориями время от времени пользоваться. Особенно в период избирательных кампаний. И хотя прогнозы в политике - дело неблагодарное, можно предсказать, что движения к переустройству Украины в федеративное государство со стороны «сине-белых» не будет - ни практического, ни даже теоретического.
Тут для более ясного понимания текущих и просматривающихся реалий, а также для устранения излишних недоразумений надо снова обратиться к главной тенденции в политике и в самом существовании Партии регионов. А этой тенденцией, как известно, является футбол. И как еще желательно с некоторых пор, с последующим плавным превращением Буковеля в Куршевель. Сказать, что футбол, включая, Чемпионат Европы по этому виду бизнеса и спорта 2012 года, золотое дно, значит, почти ничего не сказать. Строительство доходных предприятий в виде гостиниц, стадионов, ресторанов с саунами и девочками! Распределение средств выделенных государством среди тех, кто имеет полное основание считать, что зачем, собственно, необходимо какое-то государство, если все деньги все равно только для них? А скупка и перекупка земли! Боже мой! Продлись очарованье и остановись мгновенье, не поймешь кто из вас и прекрасней! За этой обещанной красотой, задрав штаны и все остальное, конечно же, поскачут серьезные деловые люди, где бы они не жили: хоть в Енакиево, хоть во Львове, хоть в Хацапетовке. Вот вам и «объединение Украины», а другого и не надо.
Но футбол, при всей его непревзойденности, все же не должен быть единственным козырем. Заявка на проведение зимней Олимпиады 2022 - карта той же масти. Оптимальным случаем было, если бы Международный олимпийский комитет сказал бы: «Да». Но если скажет и «нет», тоже не трагедия. В Галиции хватает директоров рынков, хозяев отелей, владельцев автосалонов и прочих лавочников, которым всегда можно подсунуть проект превращения карпатских откосов в доходные места международного значения. Появится ли там в самом деле курорт для бездельников мирового уровня, не больно-то важно. Главное совсем в другом. Проект будет с намеком: вы сможете кое-что получить и не так уж мало, но с условием, что не будете подсовывать деньги тем, кого мы хотим из политики выжить. Тягныбоку - тому можно. А кому нельзя, вы и сами знаете. Вообще-то говоря, затея под президентские выборы 2015 года, в том смысле, что «Ширак» Янукович должен выйти на финиш с «Ле Пеном» Тягныбоком, уже вырисовывается. Это видно хотя бы из того, что присутствием Тягныбока, Фарионши и других представителей их компании с подозрительным постоянством «накачивают» телеэфир. В чем- то спутать розыгрыш этой карты может сам Тягныбок. Если у него голова не закружилась до умопомрачения, то он и сейчас должен соображать, что его втягивают в игру, правила которой написаны другими. Предоставленным шансом фашисты, само собой, воспользуются, но всегда ли и во всем будут отрабатывать выданный аванс, так, как того хотелось бы заемщикам? Скорей всего, нет.
Тема заигрывания сегодняшней власти с фашизмом - разговор отдельный. С точки зрения федерализма и его перспектив, ставка на ультранационалистов заслуживает внимания в том смысле, что она может способствовать закреплению «Свободы» и других объединений такого же толка в западном регионе. Произойдет дальнейшее политическое обособление Галиции, может быть и не только ее. В итоге получится явочная федерализация нескольких областей. Они уже и сейчас не признают некоторые праздники, остающиеся пока общегосударственными, празднуют свои. Какую историю преподавать в школах - тоже решают на месте. Дай им «свободу» - не остановятся и на этом. Но возможно, что в «региональных» штабах рассуждают, примерно, так: отъявленные «националы» где укрепятся, там и останутся, а для нас, так, или иначе, очистят поле от Тимошенко. В каких-то пределах возможны и такие расчеты. Но приделы эти размыты и ограничены, как в пространстве, так и во времени. Вызванное таким способом фактическое «отфедерализирование» западной части Украины не будет похожим на идиллические сравнения с Германией, Швейцарией, или с чем-то еще.
Существует ли что-то еще, делающее федерализацию для правящей партии попросту ненужной? Существует. И наверное, первая вещь в этом ряду - покупаемость и перекупаемость политиков Украины, имеющая, пожалуй, немного прецедентов в истории. Федерализация предполагает политические и конституционные преобразования. Но за такие хлопотные дела берутся только в том случае, если без этого невозможно добиться каких-то жизненно важных целей, а иных путей для их достижения нет. Опуская на время вопрос, есть ли у Партии регионов такие цели, бесспорным приходится считать другое: зачем им ломать голову и копья над федерализацией, если всегда можно купить все, что нужно и всех, кого надо? Свидетельством таких сделок уже можно назвать то, что в администрации президента спокойно работают Анна Герман, бывший «полевой командир» времен «оранжевой революции» Владислав Каськив, глава президентского секретариата при Ющенко Виктор Балога, теперь еще и Марина Ставнийчук, директором Евро-2012 назначен бывший мидовский «речник» Маркиан Лубкивский. Дарью Чепак тоже позвали для компании, а она и согласилась. Имея в виду этот факт, можно кое-что сказать и о целях партии власти. В ее понимании, скупка и перекупка политиков - самый простой путь к «стабильности» и «объединению Украины». Мол, Партия регионов - для всех регионов, хоть для Донецка, хоть для Львова... Полностью подконтрольный парламент, «вертикаль власти», проводимая уже сейчас нейтрализация более-менее значимых соперников руками доморощенных «лепеновцев» должны обеспечить ожидаемый результат как в 2012-м, так и в 2015 году.
Но все ли будет идти по разыгрываемому сценарию, возразит кто-нибудь, спутает ли раскладываемый пасьянс какой-то совсем другой поворот событий, вплоть до «африканского варианта», о чем уже предупредил сам глава фракции «регионалов» в парламенте Ефремов? Такой вопрос закономерен и справедлив. Но надо помнить, что Партия регионов опирается на багаж, с которого многое выглядит иначе, при том в выгодном для нее свете. Пропуская подробности и нюансы того, что происходило в какой-то конкретный месяц, или год надо оценить итоги хотя бы последних семи лет. А итоги, если отбросить разные частности, таковы. В конце 2004 года «регионалы» отдали успех на президентских выборах, но тем не менее, «силой» в политике остались, весной 2007 года сдали Верховный Совет и свою же правительственную коалицию, согласились на досрочные выборы парламента, и снова раскрутили на этом свой оправдательный лозунг: «Власть любой ценой нам не нужна!». Наконец, все эти годы они изъяснялись исключительно «умиротворенческой» риторикой, избегая жесткого реагирования даже на самые отъявленные проявления национализма. А в результате - долгожданная победа на выборах президента, пусть и не с больно убедительным счетом. Зато футбол теперь состоится при любой погоде. Следовательно, у партии власти, по крайней мере на сегодняшний день, есть исхоженный и пока что доказывающий свою надежность способ существования. Сейчас в ее понимании самое время выжать из этого способа все возможное.
Современная власть надеется на прочность своих тылов и позиций и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить себе тихое житье на годы вперед. Избирателям будут, конечно, рассказывать, что и «реформы» возможны только при спокойствии и тишине. Но так ли уж все прочно для власти сейчас и в недалеком будущем? Уступки и реверансы в адрес националистов так и не встречают ни малейшей ответной любезности. Непримиримость и уничижительность риторики на страницах националистических изданий и сайтов только усиливаются. Эти же атаки продолжаются в телевизионном эфире, достаточно посмотреть Пятый канал и Шустер live.
Куда же денешься от того, что самостийная Украина - сама по себе гражданская война? Разве что, вестись она может в различных формах, не всегда в огнестрельных, как это происходит, например, сейчас. Так было ведь и иначе. Но послушав иных завсегдатаев шоу Савика Шустера, поневоле подумаешь, что будь у них средства и ресурсы для развязывания на Украине «ливийского сценария», вряд ли бы такому повороту событий кто-нибудь помешал. Заверения «Батькивщины», иногда даже «Свободы», насчет того, что в 2012 году они сами как никогда раньше заинтересованы в том, чтобы выборы в Верховную Раду прошли в мирной и цивилизованной обстановке и привели, естественно, к победе демократии, можно понимать и так, что отмашка на «ливийский сценарий» извне еще не дана.
Действующей власти, таким образом, предоставляется шанс, по существу, может быть и последний, доказать, что она чтит демократию и готова во всем прислушиваться к мировому сообществу. Наряду с этим, возможно также, что с более жестким сценарием для Украины еще не все проработано, к различным вариантам пока присматриваются и прицениваются. Время для них может прийти после октября 2012 года, если у «демократии» парламентским путем не получится достичь того, что хочет она, и чего ждут от нее.
Немного отошла на второй план, но не стихла кампания против Дмитрия Табачника. Его удаление с министерского поста остается непременным и безусловным требованием националистов. По своему примечательно то, что вручение «альтернативной Шевченковской премии» автору романа «Черный Ворон» Шкляру состоялось не где-нибудь, а на территории одной из украинских «Вандей» - урочища Холодный Яр. Кто бы что ни говорил, но термин «Вандея» ассоциируется именно с вооруженным выступлением против революционной власти. Покуда его спасает не созревшее, наверное, пока, желание президента и премьера откровенно «сдать» конфликтную фигуру, да и общая фарсовость политики на Украине, которая не во всем (и пусть это будет к счастью) вытягивает на трагедию.
Сколько же еще хоть такое спокойствие продлится? Или лучше спросить, что его могло бы взорвать? Пусть и не взорвать, но серьезно нарушить. События, если отвлечься от разных частностей и преходящих моментов, показывают, что само по себе ухудшение материального положения даже миллионов людей, вывести эти миллионы на улицы не способно. Всякие социальные взрывы уже пророчили неизвестное количество раз. Потом вроде бы и проходят какие-то «дни гнева», но все заканчивается тем, что на другой день политологи рассуждают, почему обещанная толпа так и не собралась. Так происходит, может быть потому, что обещают и ожидают того, что сейчас невозможно в принципе. Любой действующей власти это на руку.
Другой вопрос, что сейчас «революции» на манер цветных, или арабских можно раскрутить считай, что на пустом месте. Но для этого нужны соответствующие решения, принятые далеко от места будущего представления. Затем следует материальная подготовка, включается информационное обеспечение задуманной затеи - и дальше в зависимости от сути замысла: от очередного балагана на майдане (с тем уточнением, что в своем прежнем виде этот жанр уже отыгран), до уличных беспорядков и даже гражданской войны. Но как уже было сказано, законченной установки на радикальный сценарий для Украины пока, видимо, не существует. Деятельность оппозиции все же имеет в виду выборы в парламент осенью 2012 года. Ну а власть постарается сделать все возможное, чтобы какие-то эксцессы не навредили подготовке и проведению футбола. Соответственно не будут затрагиваться и вопросы внутреннего переустройства государства. Главное - тишина.
Все это, однако, не означает, будто оппозиция будет сидеть сложа руки. Вырисовывается, примерно, такой образ ее действий. Уход от того, что сегодняшние оппозиционеры - это те же самые «оранжевые» и усилившиеся коричневые. Наоборот, оппозиция везде, где удастся, будет подчеркивать, что именно она представляет абсолютное большинство населения, без региональных различий и тем более без разделения страны на Восток и Запад. В этом русле будут создаваться протестные движения или без четкой территориальной привязки, либо такие, которые будут усиленно вещать о том, что они с одинаковым успехом представляют Львов и Луганск, Крым и Волынь, Харьков и Черновцы. Короче, любые регионы, объединившиеся вокруг общей цели: скинуть власть бандитов и олигархов. Конечно же, путем честных, «прозорих», демократических выборов, совсем «как в Европе». Не выйдет с выборами так как они хотят, а оно скорее всего так и будет - начнется следующий акт представления. Не углубляясь пока в этот вопрос, можно ограничиться предположением, что в дальнейшей игре оппозиция постарается использовать как свое парламентское присутствие, так и внепарламентские акции. Сторонники федерализма при любых раскладах продолжат ходить в сепаратистах.
Идея федерализации Украины изначально (если принимать за точку отсчета 1990-1991 годы), формировалась, как известно, не отдельно, а в сопряжении с двумя другими антинационалистическими принципами: предоставление русскому языку статуса государственного языка Украины и политика интеграции Украины с постсоветскими государствами, в первую очередь с Россией и Белоруссией. Эта «триада» остается неизменной по сей день и это постоянство, в общем, правильная вещь. Но из всех трех принципов у противной стороны именно по отношению к федерализму усилились контраргументы. В самом деле, не так убедительно, как прежде, выглядят ссылки сторонников федеративно-земельного устройства на примеры известных федеративных государств. А в Швейцарии, отвечают им, растет раздор между между немецкоговорящими и франкоязычными кантонами, Бельгия - та вообще несколько месяцев существует без центрального правительства, в Канаде вопрос отделения Квебека вроде бы снят, но надолго ли? Отсюда и вывод: сторонники федерализации хотят раскола Украины. Справедливости ради надо отметить, что в стане «федералов» эти изменения в окружающем мире и равно, как в доводах противников, должным образом не учитываются. Да и в целом, антинационалистические и «пророссийские» партии и движения не ответили самим себе и другим, чем, собственно, 2011 год отличается от 1991-го. Прошло ведь двадцать лет. Условно говоря, прибавьте два десятилетия, скажем, к 1897 году, или к 1940-му. Разница понятна. А здесь ее как будто и нет.
Потому и получается так, что приверженцы федерализации продолжают рассказывать о ее преимуществах, но почти ничего не могут сказать о том, отчего эта привлекательная во многих отношениях вещь писана и расписана в теории, а в реальной политике все идет как-то по своему. Тут надо разобраться, что собой представляет на Украине эта самая реальность. Мне уже как-то приходилось говорить, что все политические процессы и явления, происходящие в этой самостийной державе мелочны и мелкотравчаты. А еще они осуществляются в карикатурном, пародийном и извращенном виде. Но если все же хочешь разобраться в происходящем, то следует понять, что Украина, в самом деле, представляя собой некоторую историческую аномалию, частный, в определенном смысле случай, в то же время не является провалом неизвестного происхождения, или каким-то «затерянным миром». Все ее извращения и аномалии целиком принадлежат существующему миру и историческим закономерностям, по которым он развивается.
В случае Украины никуда не делся и процесс ее федерализации. Его надо только уметь распознать. С федерализацией происходит то же самое, что уже произошло с идеей Донецкой республики. Ее можно считать даже осуществленной. С той лишь поправкой, что вместо мечтаний начала 90-х годов на сцену явилась пародия на них. В виде губернаторства Януковича, потом двух его премьерств, наконец, президентства. Но это и есть то единственно возможное, на что оказалось способным существующее в реальности, а не в теория общество Донецкого региона.
Пойдем дальше. Преобразование Украины в федеративное государство мыслилось и мыслится до сих пор на основе политической консолидации регионов, заинтересованных в федерализме больше остальных - восточных и южных. Что мы тут имеем? Присутствует ли что-нибудь похожее в действительности? С точки зрения современных теорий федерализации Украины, чей возраст приближается также к двадцатилетнему юбилею, скорее нет, чем да. Но люди не сведущие в теориях уже сочинили такой анекдот. Приехал один человек к своим родственникам в Макеевку. Хозяева, как и положено, накрыли стол, усадили гостя, расселись сами и банкет начался. Пока отмечали встречу, наступил вечер, за окнами стемнело. Когда смотрят, а на столе еще много закуски, но мало водки. Гость и говорит хозяину: «Теперь с меня причитается, сгоняй за добавкой, а то я ведь не знаю, где тут у вас подходящий магазин». А принимающая сторона отвечает: «Нет, сходи ты и не забудь захватить паспорт, чтобы по штампу прописки было видно, что ты не макеевский. А то мы с некоторых пор опасаемся выходить на улицу в темное время. По городу шляются какие-то ребята в штатском, нас отлавливают и отправляют в Крым: кого депутатом, кого мэром, а бывает что и министром. А я еще не решил, кем хочу быть, вот потому за бутылкой иди лучше ты. Магазин рядом». Правда, как я слышал от людей, жителями Макеевки в Крыму забили уже все, что было можно и вроде бы появилось указание макеевских на руководящую работу в Автономную республику больше не брать. Но приведенный анекдот также примечателен тем, что отразил анекдотическую реальность. Кстати говоря, нашумевший повал креста возле Феодосии, возможно также представляет собой проявление и последствие извращенной консолидации Донбасса и Крыма.
Консолидация регионов Востока и Юга также произошла, но в том единственно возможном виде, о котором и ведется речь. Иными словами, процессы «республиканизации» Донбасса и федерализации Украины, как вещи правильные и закономерные, идут, но как карикатуры на самих себя. Поэтому они проходят как бы мимо разработчиков федерализаторских и других хороших теорий, оставаясь практически нераспознанными своими основателями и добросовестными приверженцами. Останется ли это карикатурно-пародийное шествие таковым и в дальнейшем и куда повернет - вопрос другой. Для ответа на него, наверное, нет еще необходимого количества материала.
Из-за специфики исторических процессов, по-видимому, не вспыхнула пока и гражданская война, которую Украине также все двадцать лет пророчат в разных статьях и книгах. И здесь теоретически все вроде бы логично: совокупность причин, способных вызвать войну, как будто присутствует, признаки исторических прецедентов, вызывавших гражданские войны в различных странах и в разные времена также совпадают с происходящим на Украине. Но, выражаясь театральным языком, пьеса та же, что и везде, однако при местной постановке историческая режиссура ударилась в извращенчество. Могут, конечно, возразить, что извращение, каким бы оно не было, лучше, чем кровопролитие, так что пусть даже такой спектакль идет своим чередом. Авось, к чему-нибудь и выведет. Но по состоянию на сегодняшний день продолжающаяся постановка походит на дурную бесконечность. Хотя, как известно, конец наступает даже у самого длинного сериала. Но «прокрученные» в извращенном варианте сценарии Донецкой республики и федерализации, могут привести к тому, что оба эти кажущиеся до сих пор радикальными и даже революционными проекта, окажутся слишком легкой платой за все что уже произошло и произойдет.