Первые страницы христианской истории нашего Отечества связаны со св. апостолом Андреем Первозванным.
Он родился в семье рыбака Ионы, в Галилее, и вместе с братом Симоном (апостолом Петром) занимался рыболовством, пока не стал учеником св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. По первому зову св. Андрей последовал за Спасителем и стал Его апостолом.
Он проповедовал Евангелие на побережье Черного моря, на Балканском полуострове, в Скифии и иных местах. Апостол Андрей посетил и Крым, начиная с Боспора (ныне Керчь). «Жители его (Боспора), увидев чудеса, которые творил Андрей, скоро оказали послушание...». Из Боспора апостол прибыл в Феодосию, а затем в Херсонес, и вернулся в Боспор, где «своею проповедью многих обратил в христианство и утвердил в вере». Православные Керчи чтили память апостола Тавриды, веками сохраняя камень с отпечатком стопы св. Андрея Первозванного.
На Руси особое почитание св. ап. Андрея Первозванного утверждается уже в XI веке. Первая церковь в его честь была построена в 1086 г. в Киеве князем Всеволодом Ярославичем.
В нашем городе строительство христианских храмов, по преданию, благословил ап. Андрей Первозванный. 30 ноября 1893 г. (даты до 1918 г. даны по ст. стилю) в Керчь-Еникальском градоначальстве состоялось открытие богадельни имени Андрея Андреевича Золотарева и Андреевской церкви при ней. Начало храму и богадельне было положено 29 ноября 1879 г, когда керченский нотариус за № 58 зарегистрировал завещание купца А. А. Золотарева. По завещанию в городской банк было внесено более 100000 рублей на устройство богадельни с двухпрестольной церковью, содержание причта, призреваемых и ремонт зданий. Оговаривалось, что престолы должны быть в честь св. ап. Андрея Первозванного и во имя св. Марии Магдалины. Попечителями богадельни могли быть только выходцы из рода Золотаревых, а с угасанием рода - городское самоуправление. 8 августа 1880 г. для устройства богадельни за 1500 руб. у Джамалиева и Гаскета был куплен участок земли, ранее принадлежавший Безходарному. По прошению душеприказчика Кузьмы Ивановича Золотарева 13 сентября 1880 г. Городская дума отвела смежный участок для разведения сада. Позднее портрет К.И. Золотарева был помещен в общей столовой богадельни.
По инициативе городского головы Хаджопуло в октябре 1880 г. был объявлен конкурс проектов плана богадельни. Оговаривался стиль построек «желательно русский». Наиболее подходящим комиссия признала проект городского архитектора К.Дорошенко. Подрядчик мещанин Андрей Фролов в мае 1881 г. произвел бутовую кладку фундамента. В 1882 г. началось строительство здания богадельни. Было испрошено высочайшее соизволение на наименование богадельни имени А.А. Золотарева. 19 января 1884 г. император Александр III утвердил устав керченской богадельни.
Храм во имя св. ап. Андрея Первозванного и богадельня были освящены 30 ноября 1893 г. преосвященным Мартинианом, епископом Таврическим и Симферопольским, в сослужении городского духовенства. В 1894 г. керченский благочинный прот. Иоанн Сербинов освятил правый придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины и левый придел во имя свв. безсребренников и чудотворцев Касьмы и Дамиана. Стоимость трехпрестольного храма высотой в пять сажень составила 30000 руб, а иконостас с иконами в древневизантийском стиле и вся церковная утварь стоили 40000 руб. В главном храме иконостас был четырехярусным, а в боковых- в три яруса. Под храмом был устроен семейный склеп Золотаревых, на церкви были установлены две мраморные доски. На одну из них были нанесены имена жертвователей на содержание призреваемых - Василия Михайловича Петренко, супругов Блошенко (Блаженко?) Петра Леонтьевича и Акилины Кузьминичны и, предположительно, Николая Ивановича Айваз-Оглу. В памянник Андеевской церкви была вписана Ольга Павловна Айваз-Оглу.
В 1896 г. попечитель богадельни купец Юлиан Андреевич Золотарев возводит колокольню стоимостью 10000 руб. На ней разместили шесть колоколов общим весом более 100 пудов.
Первым настоятелем Андреевской церкви стал священник Михаил Николаевич Клопов (около 1826 г. - после 1902 г.), назначенный Таврическим епископом по прошению попечительницы богадельни купчихи Марии Ивановны Золотаревой (? - 1марта 1914 г). В Крымскую кампанию, которую ещё называют Восточной войной и Битвой за ясли Господни, он был священником Полтавского пехотного полка, отличился при осаде укрепления Араб-табия крепости Силистрия, а затем при обороне Севастополя на Малаховом кургане. Был награжден серебряной медалью «За защиту Севастополя» на Георгиевской ленте.
В начале XX века стоимость недвижимого имущества богадельни составляла более 200000 руб. Здание богадельни было застраховано от огня в 1-ом Российском страховом обществе. В богадельне, согласно завещания купца А.А. Золотарева, призревались бездомные православные старики мужского и женского пола всех сословий, от крестьян до дворян. До 1905 г. из 50 призреваемых четвертую часть составляли отставные солдаты и солдатские вдовы.
В годы Первой мировой войны в богадельне (в западном крыле) был устроен Керченский временный городской лазарет для раненых и больных русских воинов на 50 кроватей. Из них за счет жертвователей содержались пять так называемых «именных» коек:
- койка № 1 имени Педагогического совета керченской Александровской гимназии; - койки № 2 и № 3 имени Харитины Михайловны Петренко и Василия Михайловича Петренко; - койки № 4 и № 5 имени Общества Керчь-Еникальских лоцманов.
В 1915 г. временный городской лазарет имел семь отделений и действовал до 1 января 1918 г. В нём на излечении находились раненые и больные воины Русской армии, среди которых были и наши земляки, например старший унтер-офицер 51-го пехотного Литовского полка Остафьев Николай Михайлович, 25 лет, раненый пулей 11 июня 1915 г.
В 1919 г в богадельне имени А.А.Золотарева для лазарета Добровольческой Армии генерала А.И. Деникина были предоставлены 100 мест.
После 1920 г. богадельня была переименована в Дом старости, а Богадельненская Андреевская церковь 21 февраля 1923 г. была «ликвидирована» решением Комиссии по ликвидации церквей, находящихся в Керченском округе. В ходатайстве граждан о сохранении церкви было отказано «ввиду отсутствия метрических книг». Здание храма предполагалось отдать окрсобесу.
Храм и богадельня находились на продолжении Карантинной улицы, № 12 (сейчас Комсомольский парк). Комплекс зданий богадельни и храм были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
Камень с отпечатком человеческой стопы, по преданию - св. ап. Андрея Первозванного, ещё в середине 1960-х годов находился около Иоанно-Предтеченского храма (в центре города). С 1996 г. в нашем городе, в Комсомольском парке, действует церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 2003 г на пересечении улиц Чкалова, Комарова, Шлагбаумской в честь святого апостола Андрея Первозванного была возведена и освящена часовня-звонница.
А.В. Носков, Таврический Центр Военной Истории.
Источник: KERCH.COM.UA.
|