После трагических событий в Феодосии связанных с установкой православного поклонного креста и противостоянием казаков и православных верующих с силовиками, тема казачества в Феодосии остается одной из острых.
9 января 2010 года атаман Константин Бораев нарушил мораторий на конфликты между казаками региона и выступил в местной газете "Кафа" со статьей "Казак казаку рознь", в которой заявил "У меня большая просьба к феодосийцам - не считать любые сборища собранием или митингом представителей казачества. Если кто-то, к примеру, не доволен результатами выборов и в лице трех человек приходит под здание городского совета, это вовсе не означает, что эти люди выражают мнение остальных представителей казачества Феодосийского региона и их приверженцев" а также "Если бы я знал, что за этим последует столько проблем, а также провокаций со стороны отдельных представителей казачества, то я никогда бы не взялся за установку этого креста".
Пресс-служба Феодосийского казачьего полка Международного союза Казачества откликнулась на этот выпад заявлением "Трудно быть на острие атаки", в котором в частности отметила: "насколько уполномочен гражданин Бораев, заявляющий, что с ним «подобные действия не согласовывали», разрешать или не разрешать установку Поклонного креста?" и "есть для казака превыше всего, и сегодня с горечью мы вынуждены констатировать: именно отступничество Бораева, клявшегося казакам, что в борьбе за установку поклонного креста пойдет до конца, его малодушие (буквально на второй день известных майских событий он снял флаги своего казачества и увел людей из лагеря, охранявшего крест) привело к тому, что действия казаков стали «несогласованными». Следствием этого стало и уничтожение православной святыни 2 июля, арест атамана феодосийского полка МСК Юрия Миниха, репрессии в отношении казаков полка."
В результате анализа ситуации и публикаций феодосийские казаки сделали следующие выводы.
Пятая колонна в казачестве
О казачестве в Крыму говорят много… Кто-то его критикует, кто-то хвалит, кто-то остается равнодушным, не понимая, чего хотят казаки и что ими движет.
Но нам хочется сказать о тревожных тенденциях внутри казачьего движения. Не секрет, что ввиду своей активной позиции, полувоенной дисциплины, сплоченности, казаками начали интересоваться. Их пытаются использовать в своих целях разного рода политические партии, коммерческие дельцы и откровенные проходимцы. Не оставляют без своего «глаза» казаков и силовые структуры – милиция и СБУ. Обе эти структуры пытаются как внести раздрай в казачьи общины, не допуская их объединения, так, в отдельных случаях, создавать свои или, беря под полный контроль, уже созданные казачьи структуры. События в Феодосии – классический пример деятельности этих структур.
Напомним, в мае 2011 года Феодосийскими казаками был установлен Поклонный крест, данное действие повлекло за собой цепь громких и трагических событий.
Итак, казаки Феодосийского полка Международного союза казачества (атаман Юрий Миних), согласовав свои действия с местным благочинием (отец Михаил Сытенко), решают поставить на Джанкойской трассе 4-й Поклонный крест, замыкая, таким образом, Феодосию в Православное кольцо. Дело – богоугодное и нужное. Но тут, как всегда, взбунтовались татары. Хотя, из данного мероприятия не делалось никакой тайны. В апреле была проведена встреча с их представителями в Феодосийском исполкоме, где были жаркие споры, переходящие в откровенные угрозы со стороны татар Крыма. Но казаки и благочиние выстояли и порешили – Кресту быть!
И тут появляется новое лицо – атаман реестрового казачества по фамилии Бораев. Он начал проявлять большой интерес к этому делу, развивая просто бешеную деятельность. Войдя в доверие, он просил от его имени подать документы на установку Креста. Отказывать ему не стали, да и какая разница кто подаст документы?! Главное, чтобы Крест стоял. Единственное условие, поставленное Бораеву – как бы ни развивались события, какое бы ни оказывалось давление со стороны, он должен будет довести дело до конца! Условие было поставлено неспроста. Нельзя было допустить повторения истории с Крестом в селе Вилино, когда местные инициаторы, испугавшись угроз со стороны татар и администрации поселка, сами же и сняли Крест. Бораев заверил, что он никогда не предаст доверившихся ему православных верующих. Дальнейшие события показали, что Бораев – это креатура спецслужб. Он в самый ответственный момент предал и казаков, и прихожан. Вернее сказать не предал, ведь предатель – это тот, кто перешел на сторону врага, а Бораев всегда был на этой стороне.
По последним данным, и исходя из анализа летних событий, получаем следующую картину:
1. Бораев внезапно появился в активной ипостаси казака и православного верующего именно в данный период времени.
2. Его действия привели к тому, что Крест был снесен властями, идущими на поводу «меджлиса», и более десяти казаков получили ранения.
3. Проявил неучастие в сопротивлении бойцам «Беркута» (во время бойни прятался за автобусами, набитыми сотрудниками милиции).
4. Он участвовал в освящении вместе с властями перенесенного Креста (при требованиях казаков и прихожан не делать этого).
Из перечисленных пунктов следует, что Бораев не только идейный враг казачества, но и духовный! Спецслужбы в данном вопросе сработали топорно, используя своего агента. Арестовав во время событий на Кресте атамана Миниха, они даже пальцем не тронули «инициатора» установки – Бораева, хотя, казалось бы, должны.
Теперь, после освобождения из СИЗО атамана Миниха, хозяева Бораева пытаются дискредитировать и развалить непокорную общину Феодосийского полка МСК. Частично у них это получилось – небольшая часть казаков, испугавшись репрессий со стороны власти, ушла из общины. Была развязана грязная информационная война против казаков МСК…
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что казачье движение вышло из рамок маргинальных сообществ и стало представлять серьезную угрозу для врагов и большой интерес для власти, которая действует по принципу: если нельзя уничтожить, значит нужно возглавить! Ведь подобные сценарии пытаются реализовать спецслужбы в других регионах Автономной Республики Крым.