Новоросс.info - Как бы ни складывалась политическая ситуация в России, на Украине и в мире, Крым продолжает пребывать в радиусе внимания Москвы. Этот объективный интерес помимо прочего объясняется преобладанием на полуострове русского и русскоязычного населения. Крымский вектор Кремля стратегически не менялся с момента распада Советского Союза, но методы и интенсивность его реализации в разное время были неодинаковы.
Новой точкой отсчета стало назначение в июле 2010 года нового Генерального консула РФ в Симферополе – Владимира Андреева, работавшего прежде заместителем директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России. Назначение Андреева в Крым шло в русле набиравшей обороты нормализации российско-украинских отношений и воспринималось как фактор усиления позиций России на полуострове. Русскоориентированные организации ожидали от его прихода реальных шагов по интенсификации сотрудничества Крыма с Россией и более активной поддержки русского населения полуострова. Подобную точку зрения, в частности, высказал председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков, комментируя назначение нового консула России в Крыму.
Поэтому отдельно выделить время консульской каденции Андреева заставляют не только особые принципы его деятельности, но и первоначальный энтузиазм большинства русских организаций от его назначения.
В лагере «оранжевой оппозиции» приход нового консула в Крым восприняли как очередную опасность украинскому государству со стороны России. К примеру, в БЮТ главной задачей новоназначенного консула назвали дестабилизацию Крыма посредством раздачи российских паспортов, а председатель меджлиса Мустафа Джемилев связал назначение «специалиста по угрозам» Андреева с усилением российских спецслужб в Севастополе.
По мнению севастопольского историка Аркадия Чикина, главной задачей нового российского консула является нейтрализация радикального исламизма в Крыму. Позже это косвенно подтвердилось в словах самого Андреева об опасности строительства Соборной мечети, о возможном наличии скрытых политических целей в вопросе открытия генерального консульства Турции в Крыму.
Последние события, начиная с прошлогодних выборов в местные советы всех уровней, кончая избиением казаков под Феодосией и готовящейся депортацией казачьего атамана Виталия Храмова, напрямую касаются России. Все случаи связаны с одним из фундаментальных интересов России в Крыму, каковым является положение русских граждан и населения Крыма. События последних полутора лет при всех их различиях показали, что новые руководители автономии и Украины в своей политике не считаются с веками устоявшимся русским образом Крыма. Такое положение вещей в Крыму вовлекает в проблемное поле и Россию, часто вопреки ее желанию.
Особенности политической линии Владимира Андреева наиболее рельефно просматриваются на примере его реакций на конкретные события, затрагивающие положение русских граждан и населения полуострова. Для этого необходимо перечислить главные проблемные ситуации, произошедшие с зимы и до сегодняшнего дня. Так, в феврале активисты Народного фронта «Севастополь – Крым – Россия» и партии «СПАС» провели пикет российского консульства с требованием не допустить закрытия Русского культурного центра. В конце того же месяца активистов НФ «Севастополь – Крым – Россия» Валерия Подьячего и Семена Клюева осудили условно на 3 года по обвинению о посягательстве на территориальную целостность Украины. Но в целом остаток зимы и весна, не считая возбуждения уголовного дела против председателя Сакской городской организации Русской общины Крыма Сергея Слонова и пикета «Русского общества Крыма» у стен консульства, были для российского консульства временем относительного спокойствия в политическом плане.
Конец политического затишья настал летом. В конце июня старейшину казачьей общины «Соболь» Виталия Храмова в судебном порядке обязали выплатить штраф в размере 23 тыс. грн за разжигание межнациональной и религиозной вражды (ч.1 ст. 161 УК). В начале следующего месяца был снесен поклонный крест вблизи Феодосии с применением силы бойцами милицейских спецподразделений против казаков. Одновременно с этим состоялся приезд и скорая экстрадиция за пределы Украины первого президента Крыма Юрия Мешкова. Венцом череды антирусских актов власти стало решение правоохранительных органов о выдворении Виталия Храмова из Украины под предлогом наличия у него российского гражданства.
Но одно дело, как с возникшими проблемами борются русские и русскокультурные организации автономии, а другое – что делает в этом отношении сама Россия. Поскольку значительная часть проблем Крыма связана с положением русских, то главный транслятор официальной позиции России на полуострове – Генеральное консульство и его руководитель, которые по определению не могли оставаться в стороне от происходящего.
Сам Владимир Андреев в качестве главных задач своего ведомства ставит открытие консульского отдела в Севастополе и содействие в реализации проекта транспортного перехода через Керченский пролив. Но на каких принципах строится крымская линия Владимира Андреева по факту? Анализ недолгого времени нахождения Владимира Вадимовича на посту генерального консула позволил выделить базовые принципы его позиции и деятельности, обозначенные ниже.
– Активное участие в мероприятиях культурно-исторического характера и гуманитарных акциях при одновременном отмежевании от политической сферы. Это проявилось в виде одобрения консулом постановления крымского парламента о ежегодном праздновании дня Переяславской Рады, участия в мероприятиях по случаю 50-летия полета первого человека в космос, вхождения Владимира Андреева в состав оргкомитета V фестиваля «Великое русское слово». На одной из конференций Владимир Андреев высказался в поддержку придания русскому языку государственного статуса как полезного для Украины шага, для осуществления которого отсутствуют реальные препятствия. Кроме того, имело место участие генерального консула в Крымском координационном совете российских соотечественников (ККСОРС) и открытие на базе консульства филиала агентства «Россотрудничества» в Симферополе. Список можно продолжать. Впрочем, эти мероприятия учитывают культурно-историческое единство России и Крыма, экономические интересы и предпосылки для гуманитарного сотрудничества. В конце концов, Андреев по долгу службы занимается теми же делами, что и его предшественники.
С такой активностью в культурной и гуманитарной сфере сильно контрастирует отстранение диппредставительства России от политической стороны жизни Крыма, что конкретно выражается в отсутствии практических действий по защите прав и интересов соотечественников. Одним из первых признаков этого стал отказ консула сначала содействовать в возобновлении работы Русского культурного центра, а потом и помогать осужденным активистам НФ «Севастополь – Крым – Россия» на том основании, что данные деятели не являются гражданами России и решение их проблем не входит в компетенцию консульства. Этому противоречат распространенные в СМИ копии консульской справки о получении российского гражданства Семеном Клюевым, которого консул занес в «черный список». В ситуацию вокруг сноса поклонного креста и репрессий против казаков он тоже предпочел не вмешиваться, лишь погодя озвучив в свойственной дипломатам манере «осторожное беспокойство» в связи с действиями власти.
Примечательно, что в интервью «Крымскому времени» Андреев рассказал о существовании в Крыму реальной угрозы терроризма и опасности заигрывания власти с меджлисом. Что касается Юрия Мешкова, то на судебное заседание по его экстрадиции генеральный консул не пришел, равно как на этом заседании не было и представителей российской дипломатической миссии. Вместе с тем дипломат опроверг обвинения главы «Русского общества Крыма» Анатолия Лося о бездеятельности генерального консульства. Владимир Андреев рассказал , что работники консульства обсуждали с Юрием Мешковым и его представителями пребывание экс-президента в Крыму и ситуацию, связанную с действиями украинских спецслужб по задержанию Юрия Александровича. Когда напряженность начала спадать, Владимир Андреев сообщил о том, что вместе с украинскими коллегами будет вырабатывать механизмы для предотвращения подобного нежелательного сценария развития событий в дальнейшем. Надо заметить, что даже крымскотатарский меджлис раскритиковал тогда российское консульство и персонально Андреева за неисполнение своих прямых обязанностей во время задержания и экстрадиции первого президента Крыма за пределы Украины.
Политическая пассивность, точнее – излишняя осторожность российского консула Владимира Андреева в этой сфере вызвала волну недовольства целого ряда организаций. Неудивительно, что они вошли в пресловутый «черный список», о котором пойдет речь далее.
– «Черный список». Владимир Андреев стал первым российским консулом в Крыму, который стал четко разделять общественно-политические силы и деятелей Крыма на «партнеров» и «провокаторов». По его классификации , провокаторы ставят перед консульством заведомо нереальные цели, стремясь с помощью скандала находиться в центре внимания СМИ и общественности. Стоит заметить, однако, что никакие общественные организации и движения не были априори занесены в «черный список». Прежде всего, по той причине, что о появлении списка провокаторов и ущербных для интересов России сил стало известно вместе с возникновением самой проблемы – противоречий между данными организациями и Владимиром Андреевым. На первых порах работы Андреева в Крыму нынешние «черносписочники» пытались наладить с ним отношения. Например, лидер казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов после переговоров с генконсулом выразил надежду на дальнейшее конструктивное сотрудничество. Андреев поначалу тоже не отказывался от диалога. Но со временем требования этого контингента русских организаций стали возрастать, пропорционально этому крепло взаимодействие консульства с Русской общиной Крыма и также увеличивалось стремление Андреева идти в ногу с новой бело-голубой властью автономии.
В результате произошла необратимая коллизия, после чего Народный Фронт «Севастополь – Крым – Россия», казачья община «Соболь», Русское общество Крыма и некоторые другие организации стали яростно клеймить консула. Тот, в свою очередь, окрестил их не только провокаторами, но и антироссийскими силами.
Так кто они, черносписочники? Одни называют их истинными борцами за интересы русских крымчан и территориальную полноценность России, настоящими патриотами. В глазах других они предстают как закостенелые провокаторы и сепаратисты. Третьи в них видят самую обыкновенную часть русского движения, которая специфическим способом выражает свою обиду за отсутствие допуска к распределению финансовых потоков из Москвы. Как бы то ни было, генеральный консул России придерживается второй точки зрения.
– Стратегическое партнерство консула с трио "«Русская община Крыма, «Русское единство» и «Русский блок»", критерием которого стала близость данных организаций к власти и лояльность к ней, а также умеренность их политической позиции. Как раз с этими организациями консульство интенсивно сотрудничало главным образом в культурно-исторической и гуманитарной плоскостях. Совместно с консульством эти организации контролируют каналы поступления значительных финансовых средств из России, направленных на поддержку соотечественников. По некоторым данным, фактическую монополию на российские деньги консульство разделило с председателем РОК Сергеем Цековым и руководителем Всеукраинского Координационного совета организаций российских соотечественников (ВКСОРС) Вадимом Колесниченко.
– Не спорить с местной властью – еще одно правило крымской дипломатии Владимира Андреева. В нашумевшие случаи последних месяцев, когда дело напрямую касалось российских граждан, консул предпочитал не вмешиваться и решительных действий по защите их прав не предпринимал. Но отчетливые шаги Владимира Андреева навстречу крымской власти, похоже, так и остались незамеченными. В одном из своих интервью консул пожаловался на недостаточный интерес власти к использованию возможностей консульства.
Сейчас Владимир Андреев продолжает возглавлять российское консульство, но кресло под ним начало шататься. Недавно в российском МИДе сообщили о намерении проверить работу генерального консульства в Симферополе. Оппозиционные консулу русские организации воодушевились, интерпретируя случившееся как свою первую победу. Но это так лишь отчасти. Маловероятно, что в Москве вдруг прозрели и заметили неэффективность работы своего крымского ставленника. А вот недовольство Москвы негативным информационным фоном вокруг безусловно согласованного с ней бездействия Владимира Андреева ─ гораздо более близкая к истине версия.
Консульское будущее Владимира Андреева зависит не от конкретных результатов проверки. Если в Москве приняли решение о его снятии с должности для понижения среди крымчан градуса недовольства пассивной политикой России, то и самый доблестный борец за российские интересы не будет оправдан. Но как показывает опыт, перспектива появления нового консула явно не приведет к коренным переменам в политике Москвы. Ожидая результатов проверки диппредставительства России в Крыму и оценивая вероятность ухода нынешнего консула с поста, вспомним, какие надежды питались в отношении «специалиста по угрозам» Андреева после раздражавшего русских крымчан Игоря Астахова. Крым в очередной раз поверил в изменение намерений России и опять получил то же самое, только с имитацией нового подхода к русскому движению в начале службы Владимира Андреева.